новости
Не нужно бояться делиться с большими компаниями своими данными

22 ноября 2018

Крупные компании серьезно инвестируют в безопасность пользователей, отмечает директор по использованию данных "Яндекса" Иван Черевко.
Человек, который делится своими персональными данными и другой информацией с компаниями, должен получать от этого пользу в виде полезных лично ему сервисов, которые улучшают качество его жизни. Такое мнение озвучил в беседе с ТАСС директор по использованию данных "Яндекса" Иван Черевко.
"Нужно, чтобы каждый получал осязаемую пользу от того, что он передал той или иной компании какие-то свои данные и вследствие получил качественные персонализированные сервисы", - считает он.
По словам Черевко, стоит понимать, что компания потратила определенное количество денег на предоставление сервиса. "Следовательно, возникает вопрос монетизации: через рекламу, продажи или комиссию и так далее. Большие компании, в том числе "Яндекс", трепетно относятся к вопросам приватности данных пользователей и уделяют им повышенное внимание: у них есть выделенные службы безопасности, которые следят за такими вопросами. Если у сервиса непонятные условия передачи пользовательских данных и неясная модель монетизации - вполне вероятно, что этот сервис живет за счет продажи данных пользователей", - рассказывает он.
В связи с этим эксперт советует обращать особое внимание на раздел пользовательских соглашений, посвященный передаче данных третьим лицам. Тем пользователям, кто сильно переживает насчет использования их данных компаниями, Черевко рекомендует изначально определить для себя, какими данными они готовы делиться. "Важно понимать - это не страшно открывать свои данные компаниям. Но компании, в свою очередь, должны предоставлять прозрачный инструмент управления пользовательскими данными", - поясняет он, приводя в качестве примера такого инструмента "Яндекс.Паспорт".


Персональные и обезличенные данные


В истории с использованием данных пользователей зачастую фигурируют несколько терминов, один из наиболее важных - персональные данные. Согласно принятому в 2006 году закону "О персональных данных" под определение персональных данных попадает любая информация, которая относится к конкретному человеку и позволяет его идентифицировать.
Компании чаще всего используют данные пользователей не в чистом виде, а после определенной обработки, отмечает эксперт. Для того, чтобы персональные данные перестали указывать на конкретного человека (то есть перестали быть персональными), компании могли бы их свободнее использовать и это не приводило бы к негативным последствиям, - проводится процесс обезличивания таких данных, заметил директор по использованию данных "Яндекса". Под обезличиванием в законе понимаются действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность этих данных конкретному человеку.
"Каждая компания самостоятельно определяет, какие данные относить к персональным, а какие к ним не относятся. Понятно, что по ним нельзя восстановить исходного человека, но непонятно, идет ли речь о невозможности восстановить на основании обезличенных данных человека или пользователя системы, который при этом остается анонимным", - рассуждает Черевко.


Подход "Яндекса"


Стандарты самого "Яндекса" в сфере данных пользователей гораздо выше и жестче, чем установлено законом, поясняет он: слишком серьезными могут быть репутационные риски. "У "Яндекса" нет свободного хождения данных между сервисами. Сервисы меняются друг с другом данными, но на минимально возможном уровне. Мы также обязательно должны удостовериться, что это не противоречит нашим договоренностям с пользователями", - подчеркивает он.
Черевко уточняет, что вопросами безопасности данных пользователей в "Яндексе" занимается несколько десятков человек. "Эти вопросы поднимаются не только на техническом, но и организационном уровнях: мы занимаемся обучением сотрудников, ведем постоянный мониторинг событий, контролируем не только периметр, но и внутренние процессы", - сообщил эксперт.
Как отмечает директор по использованию данных "Яндекса", без "больших данных" невозможно существование современных удобных интернет-сервисов. "Закрыться от всех в полностью анонимном режиме и комфортно жить в интернете не получится. Не нужно бояться делиться с большими компаниями своими данными. Эти компании серьезно инвестируют в безопасность пользователей", - резюмирует он.


От персональных данных к "большим"


Данные пользователей могут являться лишь одной из составляющих частей более широкого понятия "большие данные" (big data). "Когда мы говорим о "больших данных" - в основном речь идет не о персонализированных вещах", - поясняет Черевко. - Когда алгоритм такси определяет, в какой район города нужно двигать водителей из-за высокого спроса, то персональных данных тут нет, эти вещи анонимны. Когда мы говорим о поисковых запросах людей - речи о персональных данных тоже не идет, и вообще все подобные запросы обезличены".
По словам Черевко, "большие данные" могут состоять из данных, которые не относятся к людям вообще - движение товаров, износ автомобилей, погодные условия или значения промышленных датчиков тоже объединяются в большие данные для принятия качественных решений.
Директор по использованию данных "Яндекса" объясняет, что "большие данные" стали большими не от того, что их много, а потому, что решения на их основании можно доставлять большому количеству людей. "Речь идет о принятии индивидуальных решений для каждого, и чем больше этих данных, тем лучше", - отмечает он. К примеру, на основании информации о скорости движения автомобилистов, использующих навигатор, по улицам городов можно не только определить, где пробки, но и предложить более быстрый маршрут в режиме реального времени, отмечает Черевко.
"Яндекс" собирает только те данные, которые необходимы для предоставления качественных персонализированных сервисов. Вся магия заключается в том, что каждый человек может предоставлять совсем немного данных, а решения, которые приняты на их основе, меняют жизнь миллионов людей в лучшую сторону", - резюмирует Черевко.

источник: ТАСС