новости
Как противостоять телефонным мошенникам

22 ноября 2019

На территории Краснодарского края в 2018 году Банк России выявил почти 3,5 тыс. случаев кибермошенничества. Более 80% выявленных несанкционированных операций было совершено через Интернет и мобильные устройства.

В последние два года клиенты банков стали часто сталкиваться с телефонными мошенниками. Злоумышленники обычно звонят с московских номеров, действуют от имени служб безопасности крупных банков. Как правило, мошенники обращаются к человеку по имени-отчеству и представляются сами. Во время разговора на заднем плане присутствует фоновый шум, имитирующий работу контакт-центра. В беседе мошенник использует банковскую терминологию, технический язык — со стороны все выглядит абсолютно достоверно.

По телефону сообщают о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Например, с карты якобы совершен несанкционированный перевод. Далее мошенники пытаются различными способами запутать клиента и сбить с толку. Они предлагают застраховать карту и перевести деньги в страховую ячейку, просят срочно снять в банкомате всю сумму с карты во избежание дальнейших несанкционированных действий или назвать ПИН-код карты. Словом, варианты обмана совершенно разные. Но цель у злоумышленников всегда одна — обманом заполучить деньги клиентов банка.

В целом по стране в 2018 году Банк России выявил более 400 тыс. несанкционированных операций общим объемом 1,38 млрд рублей. В основном это операции, совершенные с использованием платежных карт, эмитированных в России. Причиной 90% таких операций стало выманивание у клиента с помощью так называемой социальной инженерии информации о его персональных данных с последующим их использованием для хищения денег.

«В последнее время киберпреступники все чаще звонят якобы из банка, — подтвердили корреспонденту «Деловой газеты. Юг» в пресс-службе Южного ГУ Банка России. — При этом они могут использовать специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего — и тогда в телефоне человека отображается официальный номер банка. Преступник может назвать фамилию собеседника, даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например из социальных сетей».

 Мошенники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины. Все это помогает войти в доверие к клиенту банка и сделать так, чтобы он потерял бдительность. При этом они торопят и запугивают клиента, давят на его эмоции и уверяют, что случится непоправимое. Если человек колеблется или отказывается назвать секретные данные карты, ему угрожают, что деньги прямо сейчас уйдут к мошенникам. Если преступникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету и снимают с него все средства.

Как бы банки, сотовые операторы и правоохранители ни боролись с телефонными мошенниками, подобные звонки не прекращаются. Пока единственное, что может противопоставить в таких случаях клиент банка, — собственная бдительность.

Чтобы обезопасить себя, специалисты банков советуют проверять, точно ли звонит сотрудник банка. Стоит поинтересоваться его ФИО, названием подразделения и сказать, что перезвоните позже. Далее следует позвонить по официальному номеру банка и попросить соединить с тем сотрудником, который якобы звонил. При этом номер горячей линии банка нужно набрать вручную, а не перезванивать по номеру входящего звонка, даже если он знаком. Разумеется, ни под каким предлогом нельзя сообщать личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Если гражданин сам сообщит секретную информацию, которую нельзя разглашать, то вернуть деньги через банк уже не получится.

 

Источник: Деловая газета.Юг