новости
«АЛЛО, ВЫ МЕНЯ СЛЫШИТЕ?»

29 июня 2019

Если вы слышите эту фразу по телефону, сразу же бросайте трубку. Мошенники подстерегают нас на каждом шагу. В последнее время особенно популярны стали аферы в социальных сетях и по телефону. Фантазий желающих обмануть доверчивых граждан нет предела.
- Здравствуйте. Это квартира?
Звонок на мобильный телефон. 10 часов вечера. Голос незнакомый. Напористый. В голове промелькнуло: «Может быть, ошиблись номером?»
- Что вы хотите? - спрашиваю.
- Бесплатная профилактика пластиковых окон.
- Женщина, на часы посмотрите. До свидания!
Таких звонков в течение недели было семь. В разное время. Предлагали взять кредит, посетить медицинский центр, заменить пластиковые окна, поставить новый балкон, купить туристическую путевку и т. д.
Не мне же одному звонят? Обратился к зам. директора Хабаровского Центра защиты предпринимателей Марине Белянковой. Получил разъяснения:
- Схема такая: вам по телефону задают простой вопрос типа «Это квартира?» или «Вы хорошо меня слышите?» Ваше «Да» записывают и потом используют как голосовое подтверждение при операциях с кредитной картой.
Сейчас многие банки вводят голосовую биометрию (распознавание людей по голосу. - Прим. автора). Мне также звонили. Потом шантажировали: «Переведи тысячу рублей, иначе мы сами все снимем с твоего счета…».
Неужели вот так запросто можно потерять свои сбережения? И что это за новые банковские технологии?

Сказать «да» и потерять деньги

- На ваш телефон поступает звонок с абсолютно незнакомого номера. Вы «поднимаете» трубку и слышите вполне себе безобидный вопрос: «Вы меня слышите?» Не торопитесь дать утвердительный ответ, а лучше всего - «повесьте» трубку. Звонящие пытаются вынудить сказать вас «да». Ответ вашим голосом мошенники запишут на диктофон и позже смогут использовать звуковую запись в личных целях, например, для совершения покупок, - просветил эксперт одного из хабаровских банков Андрей Иванов.
«Да», сказанное вами при совершении онлайн-покупок, в некоторых случаях равноценно подписи «Я принимаю условия» или «Я согласен». Это полноценная голосовая подпись, которая абсолютно на законных основаниях используется онлайн-компаниями для подтверждения оплаты или изменения тех или иных услуг.
- Если у вас утекли данные, связанные с финансами - с карточками, банковскими счетами, то это прямой путь в банк, правоохранительные органы. Это такое же преступление, как если бы у вас просто увели деньги со счета, - сообщил он.
- Если в Интернете оказались ваши частные фотографии, номер телефона - ничего предпринять уже нельзя. Проще забыть, иначе вы будете гоняться за тенью. Запретите публиковать в одном месте - появится где-то еще, - сказал он.
- Защитить свои данные от «утечек» можно несколькими способами. В первую очередь - закрывать паролем вашу личную, чувствительную информацию. Во-вторых, пароли должны быть сложными, и желательно их чаще менять. И не надо использовать один и тот же пароль на всё. Многие этим грешат тем не менее, - продолжил эксперт.
Он добавил, что самые важные данные, как финансовые, необходимо защищать «двухфакторной аутентификацией», а также проверять, действительно ли эти данные достать можете только вы.
- И не надо доверять, раскрывать данные незнакомцам, которые вам предлагают «манну небесную» и бесконечные дары, если вы им что-то скажете. Не стоит верить звонкам, просьбам перечислить средства. Там, где есть деньги, есть и мошенники, а они в первую очередь используют все технологические новинки, - заключил Андрей Иванов.
Несколько месяцев назад я купил новую сим-карту. Так вот, с этой сим-карты я не совершил ни одного вызова и нигде не оставлял свой номер. Использовал только подключение к Интернету через домашний Wi-Fi («Вай-Фай»).
И что вы думаете? Примерно через неделю после покупки на новый номер стали звонить и предлагать купить, продать, взять кредит, разбогатеть на мифических вложениях и всё в таком духе.
А кто знал мой номер? Только оператор, у которого я купил сим-карту.
Ещё я заметил всплески звонков, после того как указывал мой номер в каком-нибудь магазине при получении скидочной карты.

Как бороться со звонками рекламщиков?

В обществе по защите прав потребителей Хабаровска получил такие рекомендации.
Если вы решили не просто сбрасывать звонящего, а действительно бороться, начать нужно с вопроса: «Откуда вы узнали мой номер телефона?». Скорее всего, звонящий вам скажет, что вы давали согласие на получение этих сообщений. В этом случае нужно уточнить, когда и где.
По закону, вы должны дать разрешение именно на получение рекламных сообщений, то есть ваша подпись или галочка должна стоять напротив фразы «Даю согласие на получение рекламных сообщений».
Требуйте у звонящего немедленно прекратить все звонки на ваш номер, исключить ваш номер из всех баз, по которым ведется обзвон, прислать на ваш адрес письменное подтверждение того, что ваши данные удалены из базы.
Стесняться не нужно: вы действуете абсолютно в рамках закона. В данном случае вас защищают статьи 9, 20, 21 закона «О персональных данных».
Так как почти все наши данные хранятся в электронном виде, то ими очень легко обмениваться с помощью Интернета. И накапливая данные из разных источников, мошенники собирают достаточно много сведений о человеке, помимо номера телефона.
Проблема в том, что чем больше данных знает о вас мошенник, тем легче ему будет убедить вас расстаться с деньгами.

Если вам звонят и предлагают золотые горы

Просто положите трубку и добавьте номер в чёрный список, чтобы с него вам уже никто не смог позвонить. Даже не стоит объяснять, что вам не нужны услуги или предложение. Такие люди делают сотни звонков в день и очередной отказ для них - это просто повод позвонить ещё раз.
Будьте осторожны и не отвечайте на звонки, исходящие от незнакомого вам номера. Даже то, что вы просто снимете трубку, может иметь плачевные последствия.
Отвечая на вызов, вы подтверждаете, что ваш номер - рабочий. Мошенники заносят его в свою базу и могут позже продать другим аферистам.
Если вы все же сняли трубку на незнакомый номер, не торопитесь незнакомцу ответить «да».
Вопросы он вам может задавать самые различные, например: «Вы меня слышите?», «Вы можете сейчас разговаривать?», «Вы владеете частной собственностью?» и пр. Самым правильным вариантом ответа для вас в подобной ситуации будет встречный вопрос: «Кто вы, и почему вас интересует данная информация?»
Заранее побеспокойтесь о непринятии звонков от незнакомых номеров: поставьте переадресацию незнакомцев на ящик голосовой почты. Мошенник вряд ли оставит вам какое-либо сообщение.
Даже если незнакомец по телефону утверждает, что он сотрудник банка, полиции или любой другой известной вам организации, ни в коем случае не говорите ему информацию личного характера.
Если вы очень воспитанный человек и в вашем понятии невежливо оборвать телефонный разговор, повесив трубку, поверьте - иногда лучше поступить именно так. В противном случае вы рискуете собственными деньгами.
Полезно знать, что каждый раз, когда некто без вашего согласия пытается по телефону предложить вам очередной пылесос или чудо-крем, он нарушает пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»: «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».
Штрафы: 2000-2500 на граждан, 4000-20000 на должных лиц, 100 тыс. - 500 тыс. для юридических лиц. Жаловаться следует в полицию, Роспотребнадзор.

Источник: toz.su