Решение по административному делу
Дело № 5-293/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Мураши Кировской области 20 июля 2017 года
Суд в составе мирового судьи судебного участка № 25 Мурашинского судебного района Кировской области Смолина С.В.
с участием прокурора Мурашинского района Кировской области ФИО, рассмотрев в помещении судебного участка № 25 Мурашинского судебного района Кировской области по адресу: Кировская область, г. Мураши, ул. Володарского, д. 5, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении юридического лица -
Наименование, расположенной по адресу: <ФИО1> ИНН _______, ОГРН ___________________, сведений о привлечении к административной ответственности в материалах дела не имеется,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с постановлением прокурора Мурашинского района Кировской области о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 07.07.2017 <Наименование> Кировской области (далее - Наименование) допустила нарушения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», выявленные Управлением Роскомнадзора по Кировской области в ходе проверки, проведенной в период с 04.07.2017 до 27.04.2017 (акт проверки А- 43/4/20-нд/37 от 27.04.2017).
В нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон) установлен факт обработки <Наименование> специальной категории персональных данных «национальность». Так, в анкетах муниципальных служащих <ФИО2>, <ФИО3>, <ФИО4>, хранящихся в личных делах, указана их национальная принадлежность. Правовые основания обработки специальной категории персональных данных - «национальность» - у оператора отсутствовали.
Согласно номенклатуре дел, устанавливающей сроки хранения документов, в <Наименование> в ходе реализации трудовых отношений образуются такие документы, как распоряжения <Наименование> по отпускам со сроком хранения 3 года, графики предоставления отпусков со сроком хранения 1 год, в рамках рассмотрения обращений граждан в <Наименование> образуются обращения граждан личного характера (предложения, жалобы, заявления) и документы по их рассмотрению со сроком хранения 5 лет, а также журналы учета регистрации устных заявлений граждан со сроком хранения 3 года.
В нарушение ч. 4 ст. 21 Закона в ходе проверки выявлены случаи хранения документов, содержащих персональные данные, дольше, чем требуют цели их обработки. На основании справки, представленной Наименование от 12.04.2017, уничтожения персональных данных в Наименование не производились. В связи с этим администрацией района необоснованно осуществляется хранение соответствующих документов. Документального подтверждения о необходимости дальнейшей обработки персональных данных оператором не представлено.
Прокурором Мурашинского района Кировской области действия Наименование квалифицированы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Наименование <АДРЕС> вину юридического лица в совершении правонарушения признала частично, пояснила суду, что администрацией района действительно было совершено нарушение ч. 4 ст. 21 Закона, выразившееся в необоснованном хранении документов, содержащих персональные данные граждан и сотрудников, дольше, чем требуют цели их обработки. В настоящий момент указанное нарушение устранено, все необоснованно хранившиеся документы уничтожены. Нарушение ч. 1 ст. 10 Закона допущено Наименование только в части необоснованной обработки персональных данных сотрудника <ФИО2>, выразившееся в хранении анкеты <ФИО2> с указанием ее национальности. Нарушения Закона в части, касающейся обработки персональных данных сотрудников Наименование <ФИО3>, <ФИО4>, не допущено, так как указанные сотрудники были приняты на работу в администрацию района до вступления в силу Закона (в 2006 году), и указание национальности в их анкетах муниципальных служащих не противоречило законодательству и подзаконным актам, действовавшим на момент заполнения этих анкет. В настоящее время оснований для замены указанных анкет в личных делах сотрудников не имеется.
В соответствии с заключением прокурора Мурашинского района Кировской области <ФИО5> вина Наименование в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, полностью доказана представленными суду письменными материалами дела. Доводы представителя Мурашинского муниципального района об отсутствии нарушений, касающихся обработки персональных данных сотрудников Наименование <ФИО3>, <ФИО4>, являются не состоятельными, так как трудовые отношения сотрудников Наименование являются длящимися, и после вступления в силу Закона оператор (Наименование) была не вправе осуществлять дальнейшую обработку специальной категории персональных данных - «национальность», основываясь на том, что на момент возникновения трудовых отношений законодательство не запрещало такую обработку.
Заслушав объяснения представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заключение прокурора района <ФИО5>, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что вина Наименование в совершении правонарушения установлена и доказана.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Положениями ст.23 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия согласно ч.1 ст.24 Конституции РФ не допускается.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от <ДАТА3> года <НОМЕР> «О персональных данных» (далее - Закон) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с п.2 ст.3 Закона, оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
В силу п.3 ст.3 Закона, обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Положениями п.1 ч.1 ст.6 Закона установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом , и допускается в случае, если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить ее прекращение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных на основаниях, предусмотренных Законом или другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 27.04.2017 в отношении Наименование <АДРЕС> Роскомнадзора но Кировской области завершена проверка соблюдения требований Федерального закона от <ДАТА3> года <НОМЕР> «О персональных данных» (далее - Закон).
В ходе указанной проверки выявлен факт обработки Наименование <АДРЕС> муниципальный район Кировской области специальной категории персональных данных «национальность», что является нарушением ч. 1 ст. 10 Закона. Так, в анкетах муниципальных служащих <ФИО2>, <ФИО3>, <ФИО4>, хранящихся в личных делах, указана их национальная принадлежность. Правовые основания обработки специальной категории персональных данных - «национальность» - у оператора отсутствовали.
Согласно номенклатуре дел, устанавливающей сроки хранения документов, в Наименование в ходе реализации трудовых отношений образуются такие документы, как распоряжения <Наименование> по отпускам со сроком хранения 3 года, графики предоставления отпусков со сроком хранения 1 год, в рамках рассмотрения обращений граждан в Наименование образуются обращения граждан личного характера (предложения, жалобы, заявления) и документы по их рассмотрению со сроком хранения 5 лет, а также журналы учета регистрации устных заявлений граждан со сроком хранения 3 года.
В тоже время в ходе проверки выявлены случаи хранения документов, содержащих персональные данные, дольше, чем требуют цели их обработки.
На основании справки, представленной Наименование от 12.04.2017, уничтожения персональных данных в Наименование не производились. В связи с этим администрацией района в нарушение ч. 4 ст. 21 Закона необоснованно осуществлялось храпение соответствующих документов.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 3-4);
- письменным объяснением главы Мурашинского муниципального района <АДРЕС> (л.д. 5);
- копией приказа Управления Роскомнадзора но Кировской области от 13.03.2017 <НОМЕР> (л.д. 19-22);
- копией акта проверки <АДРЕС> Роскомнадзора но Кировской области Наименование МО <АДРЕС> муниципальный район <АДРЕС> (л.д. 23-37);
- копией предписания Управления Роскомнадзора но Кировской области об устранении выявленных нарушений <НОМЕР> от 27.04.2017 (л.д. 38-39);
- копией справки Наименование МО <АДРЕС> муниципальный район от 12.04.2017 (л.д. 40);
- копиями анкет муниципальных служащих <ФИО2>, <ФИО3>, <ФИО4> (л.д. 44-52);
- справкой об устранении выявленных нарушений (л.д. 53);
- копиями актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению от 24.05.2017 <НОМЕР> (л.д. 58-59);
- копией акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению от 07.06.2017 <НОМЕР> (л.д. 60).
Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности <Наименование> муниципального района в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах, суд приходит к выводу, что у <Наименование> имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы представителя <Наименование> <АДРЕС> об отсутствии нарушений Закона, касающихся обработки персональных данных сотрудников Наименование <ФИО3>, <ФИО4>, суд считает несостоятельными, поскольку обработка персональных данных включает в себя не только сбор, запись, систематизацию сведений, но и их накопление и хранение, которое, учитывая длящийся характер трудовых правоотношений, в течение всего его срока и вне зависимости от условий сбора сведений должно было производится с соблюдение требований ч. 1 ст. 10 Закона.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Наименование, не усматривается.
В соответствии с постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении действия <Наименование> Кировской области квалифицированы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ новая редакция ст. 13.11 КоАП РФ вступила в силу с 01.07.2017.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Как установлено материалами дела, административное правонарушение, совершенное Наименование, выявлено в ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», завершенной 27.04.2017 <АДРЕС> Роскомнадзора но Кировской области.
Совершенное <Наименование> правонарушение выразилось в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обязанностей, в связи с чем указанное правонарушение является длящимся. При этом датой его окончания является дата обнаружения длящегося административного правонарушения, то есть день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В соответствии с актом проверки Управления Роскомнадзора но Кировской области Наименование <АДРЕС> правонарушение выявлено в день окончания проверки, то есть 27.04.2017.
Таким образом, <Наименование> подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего 27.04.2017.
По состоянию на 27.04.2017 действовала ст. 13.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ), предусматривавшая ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), при этом санкция указанной нормы предусматривала для юридических лиц наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей.
Часть 1 ст. 13.11 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ), вступившая в силу с 01.07.2017, предусматривает для юридических лиц наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 30 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.
Таким образом, новая редакция ст. 13.11 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ) предусматривает для юридических лиц более строгое наказание и не имеет обратной силы, то есть не распространяется на лиц, которые совершили административные правонарушения до вступления указанного Федерального закона в силу.
Учитывая изложенное и положения ст. 1.7 КоАП РФ суд приходит к выводу, что действия Наименование подлежат квалификации по ст. 13.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА16> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Составы административных правонарушений, предусмотренные частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ) и статьи 13.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ), имеют единый объект посягательства, и при переквалификации действий Наименование МО <АДРЕС> муниципальный район с ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ на ст. 13.11 КоАП РФ положение юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не ухудшается, подведомственность рассмотрения дела не изменяется.
Следовательно, переквалификация действий Наименование с ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ) на ст. 13.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.№ №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Учитывая изложенное, суд квалифицирует действия Наименование по ст. 13.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) как нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
При назначении наказания суд в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, является добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
Санкция 13.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) предусматривает для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что административное правонарушение совершено юридическим лицом впервые, отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб, принимая во внимание наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, суд полагает возможным в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ назначить Наименование наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3.4, ст. 13.11, ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Наименование признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ), и назначить ей наказание в виде предупреждения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Мурашинский районный суд Кировской области через судебный участок № 25 Мурашинского судебного района Кировской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья С.В. Смолин
Источник: http://25.kir.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=16050137&delo_id=1500001
Цель обработки
Часть 1 статьи 13.11 Кодекса РФ об АП
категорий:
Предоставление управляющей компанией реестра должников организации в силу договора
Размещение персональных данных субъекта при входе в подъезд жилого дома
Копирование путем фотосъемки списка участников голосования, содержащих персональные данные
Передача персональных данных несовершеннолетних без согласия их законных представителей
Включение в договор условий о персональных данных, ущемляющих права потребителя
Опубликование в газете персональных данных члена комиссии
Предоставление заведующей МДОУ сотруднику полиции копии персональных данных воспитанника
Превышение объема обрабатываемых персональных данных работников
Размещение на сайте образовательного учреждения персональных данных несовершеннолетнего учащегося
Неправомерная или случайная передача персональных данных, повлекшая нарушение прав клиентов