Судебная практика

Решение по административному делу

Дело <НОМЕР>               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                         

     по делу об административном правонарушении

26 апреля 2013 года                                                      г. Челябинск  

 Мировой судья судебного участка № 9 Ленинского района г.Челябинска Челябинской области Гришко С.В. (г. Челябинск, ул. Гагарина, 21),

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Челябинска ФИО1,

рассмотрев в отношении должностного лица Жилищно-эксплуатационного кооператива «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» - <ФИО1>, <ДАТА2> г.рождения, <ОБЕЗЛИЧЕНО> зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,

- дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ,          

УСТАНОВИЛ:

 В ходе проверки исполнения Жилищно-эксплуатационным кооперативом «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (далее по тексту ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>») требований законодательства о защите персональных данных, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Челябинска в период с <ДАТА3> по <ДАТА4>, было установлено, что ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», должностным лицом, ответственным за обработку персональных данных которого является <ФИО2>, при осуществлении обработки персональных данных без использования средств автоматизации, в нарушение ч.3 ст.4 Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» и п.п. 6, 7, 13, 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 №687, допускаются нарушения:

- лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации, не проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется ими без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки;

- при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, не соблюдаются условия: отсутствует инструкция по заполнению типовых форм, карточек, реестров, журналов;

- в отношении каждой категории персональных данных не возможно определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных, либо имеющих к ним доступ; перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, не установлен; отсутствуют документы об установлении мест хранения персональных данных, перечня мер, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к персональным данным.

 В судебном заседании ФИО вину в совершении административного правонарушения признала, в содеянном раскаялась, пояснив, что все требования закона при обработке персональных данных ими соблюдаются, только нет необходимого документального оформления. На сегодняшний день все нарушения устранены.

 Помощник прокурора Ленинского района г.Челябинска ФИО1 в судебном заседании настаивала на привлечении должностного лица ФИО к административной ответственности, ссылаясь на то, что в ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства, указанные в постановлении заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и в Акте проверки.

 Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, помощника прокурора Ленинского района г.Челябинска, исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам.

 Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст.3 Федерального закона N 152-ФЗ  от 27.07.2006 «О персональных данных» (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; распространение персональных данных представляет собой действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

 В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с учетом положений настоящего Федерального закона.

 В силу п.1 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 №687 (далее по тексту Положение), обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы, считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека.

 Согласно п..6 Положения, лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации, должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).

 Согласно п.7 Положения при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, должны соблюдаться следующие условия:

а) типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

б) типовая форма должна предусматривать поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных, осуществляемую без использования средств автоматизации, - при необходимости получения письменного согласия на обработку персональных данных;

в) типовая форма должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов персональных данных, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими персональными данными, содержащимися в документе, не нарушая прав и законных интересов иных субъектов персональных данных;

г) типовая форма должна исключать объединение полей, предназначенных для внесения персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы.

 Согласно п.п.13, 15 Положения, обработка персональных данных без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных, либо имеющих к ним доступ. При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливается оператором.

 В ходе рассмотрения дела было установлено, что обработка персональных данных ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляется с нарушением выше указанных правовых норм; выявленные нарушения зафиксированы в Акте проверки от <ДАТА8> (л.д.70).

 Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ.

 Вина ФИО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, подтверждается письменными доказательствами по делу:

- постановлением прокурора Ленинского района г. Челябинска о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА9>, в котором содержится описание выше указанного события административного правонарушения (л.д.3-6);

- копией Положения по обработке и защите персональных данных ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», утвержденного <ДАТА10>, с листом ознакомлений (л.д.7-15), в котором отсутствует информация о факте обработки сотрудниками организации персональных данных, о категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки;

- копией Приказа <НОМЕР> от <ДАТА11> о введении в действие Положения по обработке и защите персональных данных с <ДАТА10> (л.д.16);

- копией Уведомления от <ДАТА12>, согласно которому ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <ДАТА12> уведомил Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций о том, что в связи с управлением имуществом дома организацией осуществляется неавтоматизированная обработка персональных данных без передачи по общим сетям связи, а именно: сбор, анализ, обобщение, хранение персональных данных (л.д.18);

- копией Должностного регламента специалиста по обеспечению безопасности персональных данных (л.д.19-21);

- копиями Согласий на обработку персональных данных (л.д. 22-31) и копиями счетов-извещений (л.д.31-33), согласно которым ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет обработку персональных данных, в том числе с использованием типовых форм;

- копией приказа <НОМЕР> от <ДАТА11> о назначении с <ДАТА10> ФИО лицом, ответственным за обработку персональных данных;

- копией Выписки из ЕГРЮЛ ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» <НОМЕР> от <ДАТА13> (л.д.42-51), согласно которой местом нахождения организации является адрес: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> 22;

- копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д.52);

- копией свидетельства о постановке на налоговый учет (л.д.53);

- копией устава ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (л.д.55-61);

-копией протокола заседания правления ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» от <ДАТА14>, согласно которому председателем правления ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» избрана ФИО (л.д.41);

- Актом проверки от <ДАТА8>, в котором отражены выявленные в деятельности ЖЭК «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»  нарушения законодательства о защите персональных данных (л.д.70).

 Постановление  о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено полномочным должностным лицом, соответствует требованиям закона, в связи с чем, является допустимым доказательством по делу. 

 Собранные по делу доказательства согласуются между собой, а также с показаниями ФИО в судебном заседании, поэтому оснований не доверять им у суда не имеется.

 Письменные объяснения ФИО от <ДАТА8>, имеющиеся в материалах дела, мировой судья не использует в качестве доказательства, так как они получены с нарушением закона (ФИО, привлекаемая к административной ответственности, перед дачей объяснений была предупреждена об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ и ей были разъяснены положения ст. 25.6 КоАП РФ, как свидетелю). Выше указанные нарушения влекут за собой невозможность использования данных объяснений как доказательств по делу.  

 Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, мировой судья приходит к выводу, что в действиях ФИО имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), а виновность должностного лица в совершении данного административного правонарушения подтверждается собранными по делу  доказательствами.

 Санкция ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

 При назначении наказания <фио> мировой судья учитывает личность виновной, характер совершённого административного правонарушения, отсутствие негативных последствий в результате допущенного нарушения, отсутствие отягчающих,  и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, в качестве которых суд учитывает признание вины, раскаяние виновной и нахождение на её иждивении несовершеннолетнего ребёнка.

 На основании изложенного, мировой судья считает возможным назначить ФИО административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 13.11 КоАП РФ для должностных лиц.

Руководствуясь ст. ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

 Признать  <ФИО1> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в сумме 500 (пятьсот) рублей.

Указанная сумма штрафа в силу ч.1 ст.32.2 КоАП РФ должна быть уплачена не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу путем внесения или перечисления в банк на счет:

-получатель:  Управление Федерального казначейства по Челябинской области (прокуратура Челябинской области);

ИНН 7453042227, КПП 745301001

Банк получателя:  ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области

-счет получателя:  40101810400000010801

-БИК 047501001

-ОКАТО 75401000000

-код бюджетной классификации (КБК):  41511690040040000140.

   Квитанция об уплате штрафа должна быть представлена мировому судье.

Разъяснить ФИО, что в силу ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в течение 30 дней со дня вступления в законную силу данного постановления влечет наложение административного штрафа в двукратном размере, либо административный арест на срок до 15 суток.

 Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня  вручения или получения копии постановления в Ленинский районный суд г.Челябинска через мирового судью судебного участка № 9 Ленинского района г.Челябинска.

             Мировой судья:                                 С.В. Гришко               

Источник:http://leninchel9.chel.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=1930935&delo_id=1500001

Информация по делу
Статьи
ст. 13.11 КоАП РФ
Суд
Судебный участок №9 Ленинского района г.Челябинска
Судья
Гришко С.В.
Дата решения
2013-04-26
Категории
Обязанность оператора
Порядок хранения
Другие дела из подобных
категорий:

На сайте не опубликован документ, определяющий политику оператора в отношении обработки персональных данных, строки либо поля, в том числе со ссылкой на ознакомление с соглашением об использовании персональных данных пользователя отсутствуют

Не приняты необходимые меры по защите персональных данных

Невыполнение обязанности по обеспечению сохранности персональных данных

Отсутствие локального нормативного правового акта, устанавливающего порядок хранения и использования персональных данных работников

Не назначен ответственный за обработку

Нарушения порядка обработки персональных данных

Невыполнение муниципальным органом обязанности по обезличиванию персональных данных субъектов

Невыполнение требований по обезличиванию

Непринятие мер при обработке персональных данных без использования средств автоматизации

Невыполнение обязанности Оператора по соблюдению условий, исключающих несанкционированный доступ к персональным данным субъекта

Отсутствие в обществе локальных актов, предусмотренных законом

Отсутствие локальных актов и ознакомления с ними работников

При обработке персональных данных не соблюдаются требования законодательства

Невыполнение Оператором требования Роскомнадзора об удалении персональных данных субъекта

Обнаружение в сети "Интернет" базы заказов, содержащей данные о пользователях